Что такое кондуктивная педагогика

Кондуктивная педагогика – это система реабилитации детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями.

Главный постулат кондуктивной педагогики — ребенка можно обучить движению, эти дети такие же, как все, только помогите им почувствовать это.

Кондуктивная педагогика считает, что любой ребенок с ограниченными двигательными навыками способен развиваться и выискивает возможности, заложенные в самом человеке. Кондуктивная педагогика стремится стать целостной системой развития личности ребенка, и не ограничивается коррекцией двигательных функций. Этим она отличается от методик Бобата и Войта, пренебрегающих тесной связью различных сфер обучения.

В основе метода – системный педагогический подход к формированию функций, в котором основное внимание уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребёнка.

В настоящее время кондуктивная педагогика считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП, не имеющих выраженных отклонений в психическом развитии.

Основатель метода

Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х годов 20 века и в дальнейшем получило распространение во всём мире.

Создатель метода – венгерский педагог и врач Андраш Петё, профессор кафедры двигательной терапии Медицинского университета.

Успех метода А. Пете основывается на том, что, несмотря на повреждения, мозг всегда имеет обширную остаточную способность, которая может быть мобилизована соответствующими методами.

А. Петё обладал незаурядными знаниями в области ортопедии, психиатрии, неврологии и реабилитации, которые он использовал на практике. Государство выделило ему помещение, состоящее всего из двух комнат, где врач основал медико-педагогические занятия с детьми из приюта. У его маленьких подопечных, которых все считали безнадежными, появилась возможность через два года реабилитации с Пете, пойти в школу.

К 1985 году в Будапеште начинает работу институт, рассчитанный на стационарное лечение уже более 500 детей, имеющих двигательные расстройства.

Пете пришел к выводу, что нарушение двигательных функций у детей нуждается не только в медицинской, но и в педагогической коррекции.

Андраш Петё считал, что нарушения в работе опорно-двигательной системы являются нарушениями познавательных способностей, что отрицательно сказывается на двигательных навыках человека.

Чем раньше будет начата коррекция, тем более успешными окажутся результаты. Созданный в Будапеште институт им А. Петё уже несколько десятков лет принимает детей и взрослых с различными двигательными дисфункциями.

Доказательством эффективности системы являются заметное улучшение уже после 1,5-2 месяцев обучения. Более половины детей при рано начатой реабилитации интегрируются в обычную среду.

Цель метода — гармоничное, целостное и взаимосвязанное развитие моторики, эмоциональности и социальных навыков детей на бытовом и интеллектуальном уровне. Программа реабилитационного курса нацелена на устранение имеющихся дисфункций путем развития всей личности в комплексе. Кроме движения, программа обучает детей самообслуживанию, развивает речь и умственные способности.

Одной из составляющих методик Института им. А. Пете является то, что к детям относятся не как к больным, слабоумным, а как к неопытным и незнающим, которых надо научить управлять собой, своими движениями, помочь им социально адаптироваться в обществе.

Главной целью, которые ставят перед собой сотрудники Института, является одновременное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности ребенка. Надо подтянуть его до уровня соответствующих возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.

Для кого этот метод.

Кондуктивная педагогика адресована в первую очередь детям и взрослым с Детским Церебральным Параличем с различными формами: спастическая тетраплегия, спастическая диплегия, гемиплегическая форма, дискинетическая форма, атаксическая форма.

Также кондуктивная педагогика применяется с хорошими результатами для улучшения состояния при болезни Паркинсона, рассеянном склерозе, последствиях инсульта и черепно-мозговых травм.

Отдельно следует сказать о применении кондуктивной педагогики у пациентов со Spina Bifida, а также с состояниями после травмы или операции на позвоночнике и спинном мозге (как с нарушением двигательных функций, так и без; с нарушением функции тазовых органов) — в случае спинальных пациентов несколько иные цели для занятий, чем при ДЦП. Особое значение имеет обучение контролированию акта мочеиспускания, и дефекации.

Занятия с кондуктологом.

Занятия проводятся в группах, распределение детей осуществляется в зависимости от уровня их развития.

На какое-то время группа становится для детей коллективом, в котором происходит их жизнь, где дети вместе идут к одной цели. Именно группы создают условия для социализации. Обучаясь в группах, они могут сравнивать себя друг с другом, получать поощрения, ощущать радость и восторг от достигнутого успеха. Менее активный ребенок находится рядом с активным, более понятливым, чтобы первый мог подражать своему соседу, наблюдая за его правильными действиями.

Занятие с детьми проводит педагог, владеющий специальными навыками. Его называют кондуктором (кондуктологом).

Кондуктолог – специалист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии. Он является единственным специалистам, работающим с ребёнком. Кондуктолог, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций.

Его основная цель – преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путём воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций.

Обучение детей проводится в течение дня определенными блоками, в которых чередуются физические упражнения и педагогические занятия.

В ходе занятия кондуктолог не подгоняет ребенка при выполнении той или иной задачи, наоборот, его целью является побуждение человека к самостоятельным действиям, развитие инициативы. Все упражнения сопровождаются проговариванием каждого действия.

Так, если ребёнок начал стоять, кондуктолог хвалит его за это, говорит, как хорошо, красиво он стоит. А затем ему нужно научиться передвигать ноги, и он будет ходить, бегать, играть. При выполнении того или иного задания кондуктолог стремится вызвать максимальную эмоциональную реакцию ребёнка, разговаривая с ним в спокойном тоне, поощряя его за минимальный достигнутый успех, побуждает к повторению, ставя в пример другим детям его результаты.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону.

Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходунки, следят за положением туловища. Больной не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

После занятий у ребенка улучшается речь, внимание, физическое развитие, координация движений. Он способен пользоваться столовыми приборами и приобретает другие навыки самообслуживания.

Но самое главное – ребенок приобретает уверенность в своих возможностях.